Меню
Все, что нужно знать о цвете
Цвет - это психофизиологическая реакция, возникающая в головном мозге в ответ на свет, попадающий в глаз человека. Свет, например, белый солнечный, падая на окрашенные предметы, изменяется и, воздействуя на глаз наблюдателя, вызывает ощущение того или иного цвета. Таким образом, человек имеет возможность видеть окружающие его предметы и воспринимать их цветными за счет света понятия физического мира, но сам цвет уже не является понятием физики, поскольку это субъективное ощущение, которое рождается в нашем сознании под действием света.

Таким образом, цвет является результатом взаимодействия трех факторов: света, объекта и наблюдателя.

"Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Как пламя порождает свет, так свет порождает цвет. Цвет — это дитя света, и свет — его мать. Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу"

Иоханнес Иттен, швейцарский художник.

Цвет – важная часть нашего восприятия. Он значительно большее, чем просто визуальный опыт.

Люди могут воспринимать около десяти миллионов различных цветов. Эти десять миллионов цветов соотносятся с шестью элементарными цветами, которые наш разум воспринимает как "чистые". Два из них ахроматические: белый и черный. Четыре - хроматические - желтый, красный, синий и зеленый.
Ахроматические цвета
  • Это черный, белый и вся шкала серых цветов. Ахроматических цветов имеется бесчисленное количество, но человеческий глаз различает только около 300.
  • Черный цвет — это отсутствие цвета, белый цвет — это смешение всех цветов. Ахроматические цвета в спектре отсутствуют. Все серые цвета могут быть получены смешением черного и белого цветов, взятых в разных пропорциях.
  • Среди существующих материалов наиболее белым является оксид магния, который отражает 96% падающего на него светового потока.
  • Наиболее черный материал - черный бархат, он отражает 0,3% падающего на него света, а остальной свет поглощает

Хроматические цвета
  • Цвета, имеющие цветовой тон;
  • Первичные – основные цвета: красный, желтый, синий;
  • Вторичные получаются при смешивании основных цветов: зеленый, оранжевый, фиолетовый;
  • Вспомогательные цвета получаются при смешивании основного цвета со вторичным: сине-зеленый, красно-фиолетовый, желто-оранжевый, желто-зеленый.
Не следует пренебрегать силой и ассоциативностью, которые выражают цвета. Ведь наша нервная система по-разному на них реагирует: например, красный цвет ассоциируется с теплом, а синий – с холодом. Цвета также влияют на наше настроение, аппетит и уровень энергии, поэтому важно тщательно выбирать их.

"Цвета создаются в психике в тот самый момент, когда мы воспринимаем их, и до тех пор, пока мы смотрим на них. В науке о цвете важна разница между физическим цветом (физика) и цветом восприятия (психология), тем, что мы видим как цвет"

Ларс Сивик, соучредитель системы NCS
Характеристики цвета

Цвет - абстрактное понятие, которое относительно трудно описать. Чтобы логически классифицировать цвета по отношению друг к другу, необходима какая-то система. Для построения трехмерного цветового пространства нужны, по крайней мере, три критерия.

Самый распространенный способ классификации цветов по:
  1. Оттенку (тону) (англ. Hue) - это само название цвета, что обуславливает его определенное расположение в цветовом спектре среди других хроматических цветов. Каждому цветовому тону соответствует определенный диапазон частот световых волн.
  2. Насыщенности (англ. Saturation) - указывает на интенсивность или силу цвета. По мере увеличения насыщенности, цвет становится более сияющим, энергичным. Если насыщенность убывает, цвет постепенно приглушается, динамизм уступает место статичности и мягкости.
  3. Светлоте (англ. Lightness) - степень яркости цвета. Чем дальше цвет отстоит от черного, тем он светлее. Высокая степень светлоты создает впечатление воздушности и нежности.
Самые популярные системы цвета
Система цвета NCS (англ. Natural Colour System, Стокгольм, Швеция)

Логичная система, одна из наиболее широко используемых систем описания цвета в мире, получила международное научное признание. Кроме того, NCS является национальным стандартом в Швеции, Норвегии, Испании, и Южной Африке.

Цветовой круг описывает оттенки (тона): Y - желтый, R - красный, B - синий, G - зеленый.

Например, Y20R означает, что желтый содержит 20% красного или B80G означает, что синий содержит 80% зеленого (или зеленый с 20% синего).
Цветовой треугольник описывает как светлоту, так и насыщенность. Система NCS характеризуется одним треугольником для каждого оттенка (тона) цветового круга.

Например, цвет NCS S 2060-Y90R означает 20% светлоты и 60% насыщенности цвета.

Система цвета RAL (нем. Reichsausschuß für Lieferbedingungen und Gütesicherung, Германия)

Немецкий цветовой стандарт, разработанный в 1927 году Государственным комитетом по условиям поставок.

  • RAL 841-GL – нелогичная система, содержащая примерно 200 индустриальных стандартных цветов для глянцевых покрытий.
  • RAL 840-HR идентична 841-GL, но для матовых покрытий.
  • Система RAL Дизайн (RDS) строится так же, как и система NCS. Она не так распространена как NCS, но больше подходит для лакокрасочной промышленности.
Система цвета Monicolor

Собственная колеровочная система финской лакокрасочной корпорации Tikkurila Oy. Была разработана для колеровки собственных красок в 1982 году (Monicolor Futura 600 цветов в ассортименте). В 1992 году появилась Monicolor Nova (2024 цвета в ассортименте).

Система была воспринята как некий стандарт и имеет широкое распространение на всей территории постсоветского пространства.

Что придает краске цвет?

Цвет лакокрасочным материалам придают, добавляя в них один или несколько пигментов или колорантов.

Пигменты — высокодисперсные порошкообразные красящие вещества, придающие материалам непрозрачность, цвет, противокоррозионные и другие свойства. Они не растворяются в воде и органических растворителях.

Цветные пигменты придают цвет покрытию за счет избирательного поглощения света. Существуют два основных типа цветных пигментов:

  • органические пигменты - с их помощью получают покрытия более ярких цветов, однако некоторые из этих пигментов не свето- и атмосферостойкие, поэтому их применение в красках для наружных работ ограничено. Яркие насыщенные цвета обычно самые дорогие.
  • неорганические пигменты - как правило, не такие яркие, как органические (многие из них описываются как пигменты землистых тонов). Это атмосферо- и светостойкие пигменты. Они подходят для придания цвета фасадным краскам. Такие пигменты также обладают хорошей кроющей способностью по сравнению с органическими пигментами.
Колоранты (пигментные пасты) - это высококонцентрированные дисперсии цветных пигментов в жидкой среде. Как правило, пигментные пасты используют для колеровки базовых красок с помощью колеровочных машин. Производители лакокрасочных материалов выпускают чаще всего краску в двух базах: база А (с максимальным количеством белого пигмента - диоксидом титана) - для колеровки краски в пастельные цвета и цвета средней насыщенности, и база С (без содержания диоксида титана) - для колеровки краски в насыщенные яркие или темные цвета.
Свойства цветных пигментов

Укрывистость
Пигменты обеспечивают укрывистость - способность материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности. Укрывистость или кроющая способность, зависит от нескольких факторов:
  • толщины покрытия;
  • пигментной емкости (наличию или отсутствию наполнителей в составе лакокрасочного материала);
  • типа пигмента (неорганический или органический);
  • фактического цвета (пигменты землистых оттенков или насыщенные, яркие).
Как правило, темные цвета по укрывистости лучше насыщенных, а пастельные - лучше ярких.

Низкая укрывистость ярко-желтого цвета RAL 1023 обусловлена тем, что при колеровке используются органические пигменты, обладающие невысокой кроющей способностью и базовая краска для колеровки без диоксида титана
Диоксид титана – неорганический пигмент белого цвета. Основной пигмент, используемый при производстве красок. Обладает следующими характеристиками:

  • отличной отбеливающей способностью;
  • обеспечивает отличную укрывистость покрытий в сухих и мокрых пленках;
  • обладает превосходной химической стойкостью к различным агрессивным средам;
  • имеет низкий уровень токсичности;
  • однако пигмент относительно дорог.
УФ-стойкость

Воздействие УФ-облучения может вызывать разрушение системы пигмент – связующее. Проявляется это в падении степени блеска (покрытие будет выглядеть светлее) и некотором пожелтении покрытий.

Покрытия светлых цветов отражают большую часть падающего света (ультрафиолета) и, таким образом, поглощают меньше энергии, чем темные цвета. В результате этого на светлых покрытиях степень блеска лучше сохраняется.

Перекрашивание выцветшей от времени под действием ультрафиолета стены
Цветовосприятие

Цветовосприятие зависит от трех факторов:
  • Источника света;
  • Объекта (фон, степень блеска, структура поверхности, угол обзора);
  • Наблюдателя.
Если эти параметры не контролируются, вряд ли можно иметь квалифицированное мнение о цвете и разнице в нем.

Источник света
Цвет - продукт поглощения и отражения попадающего света. От источника света зависит, как он воспринимается.

Обычно мы работаем с тремя различными стандартными источниками освещения:
  • Естественное освещение - дневной свет (D65 - искусственный стандарт – аналог естественного освещения);
  • Искусственное освещение – лампы накаливания (теплое искусственное освещение);
  • Искусственное освещение – флуоресцентные лампы (холодное искусственное освещение).
1. В свете ламп накаливания холодные цвета темнеют, усиливается насыщенность теплых оттенков;

2. при люминесцентном освещении восприятие цвета будет относительно правильным, совпадающим с восприятием при дневном освещении;

3. при флуоресцентном освещении цвета приобретают зеленоватый оттенок, теплые цвета становятся тусклыми.

Объект - фон
От того, какими мы видим цвета, зависит и цвет фона.

Пример:
Бирюзовый цвет на синем фоне выглядит зеленее;
на зеленом фоне – голубее;
на нейтральном сером фоне виден истинный бирюзовый цвет.

Объект - степень блеска, структура поверхности и угол обзора.
Степень блеска, структура поверхности и угол обзора оказывают огромное воздействие на то, как цвет воспринимается (особенно для темных и насыщенных цветов).

Матовые поверхности всегда выглядят светлее и менее насыщенными, чем глянцевые гладкие поверхности.
Чем рельефнее поверхность, тем темнее будет казаться цвет. Фактура заметнее на глянцевых покрытиях и светлых цветах.

Наблюдатель

Самый чувствительный оптический прибор, способный различать множество цветов – человеческий глаз. Хотя реакция на цвет возникает в мозгу, сам он не может запоминать цвета.

Также приблизительно 8% мужчин и менее 0,5% женщин имеют дефекты, связанные с цветовосприятием. Чаще всего люди не видят разницы между красным и зеленым цветом.

С возрастом (после 40 лет) цветовосприятие меняется: хрусталик глаза мутнеет. Цвет видится как бы через желтые очки.

Тест Ишихары для исследования цветового зрения
Метамерия

Если эталонный и испытуемый образцы содержат разнородные смеси пигментов, они могут соответствовать друг другу при одном источнике освещения и различаться при другом. Это явление носит название метамерия.

Метамерия никогда не проявляется только на одном образце, а видна под меняющимся освещением при сравнении двух или нескольких образцов.

Цветовое различие ΔE

Цветовое различие и допустимые отклонения в цвете – источник частых проблем в лакокрасочной промышленности.

Визуальные различия трудно поддаются количественной оценке, поэтому были разработаны научные методы измерения характеристик цвета и математические уравнения.

Не важно, проводилась визуальная оценка цвета или инструментальная (измерение и расчет ΔE), необходимо обязательно указывать и контролировать все соответствующие параметры.

Визуальный метод сравнения цвета
Несмотря на то, что инструментальный способ и научные расчеты при оценке цвета широко используются, визуальная оценка по-прежнему наиболее интересна и актуальна в повседневном использовании.

При визуальной оценке цветового различия необходимо убедиться, что все параметры определены и контролируются:
  • источник света;
  • фон;
  • степень блеска и структура поверхности;
  • угол обзора;
  • размер образца;
  • расстояние между образцами;
  • расстояние между наблюдателем и образцами;
  • вид материала и подготовка окрашиваемой поверхности;
  • способ нанесения испытуемого материала;
  • толщина слоя высушенного покрытия;
  • указание, является ли покрытие однослойным или многослойным;
  • продолжительность и условия сушки покрытия.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 29319-92 "Метод визуального сравнения цвета" устанавливает метод визуального сравнения цвета лакокрасочных покрытий или вспомогательных материалов с эталоном (контрольным или специально приготовленным) при рассеянном дневном свете или искусственном дневном освещении в стандартной камере.

Инструментальный метод сравнения цвета

Для обеспечения объективных и воспроизводимых результатов оценки характеристик цвета используются научные методы измерения.

Спектрофотометры - наиболее точные виды цветоизмерительных инструментов, которые используются для измерения данных о цвете и для его оценки. Дизайнеры применяют их для спецификации цвета и передачи информации о нем, а производители - для контроля точности цвета при производстве.

Спектрофотометр X-Rite
Измерение и вычисление цветовых характеристик

Самые распространенные системы для вычисления цветового различия (ΔE):
  • Цветовая модель CIE (L*a*b*)
    Широко используется. Легко понимать и выражать значения цвета. Недостаток – в соответствии ΔE для глаза человека.

  • Цветовая модель CIE (CMC 1:1)
    Достаточно распространена, но не так широко, как указанная выше. Используются значения, близкие к системе NCS. ΔE лучше соответствует глазу человека.

Цветовая модель CIE (L*a*b*)

Цветовое различие в этой модели вычисляют по формуле:

ΔE = (ΔL2+Δa2+ Δb2)1/2
где L - шкала светлоты (светлый/ темный);
a - шкала красный / зеленый;
b - шкала желтый / синий.
Однородная, сферическая форма допусков цветового различия ΔE.

Чем больше ∆E, тем дальше цвет от эталонного по шкале CIELab.

При идеальной сходимости цвета с эталонным ∆Е равно нулю.

Минимальное значение, при котором можно обнаружить разницу в цвете, составляет 1 ÷ 2,5 ∆Е.

Если значение ∆Е меньше 1 для двух несоприкасающихся окрашенных образцов, то обычный человек с трудом воспринимает это различие.

В автомобилестроении допустимое отклонение от эталонного образца ∆Е ≤ 0,3.

Для индустриальных покрытий допустимое отклонение от эталонного образца ∆Е ≤ 0,5.
Для архитектурных покрытий допустимое отклонение от эталонного образца ∆Е ≤ 1,0.

Поможем Вам определиться с выбором краски и цвета. Колеруем по веерам RAL Classic, NCS, Simphony Tikkurila, Caparol 3D Plus, Московская Палитра. Подбираем цвет лакокрасочного материала по образцу.

Подробнее об услуге колеровки здесь

6 марта / 2023