Цвета, как и черты лица, следуют за изменениями эмоций. Пабло Пикассо
Люди, которые профессионально работают с цветом, верят в его сильное эмоциональное воздействие. Но цвет вызывает не только психологические реакции, но даже физиологические: повышает кровяное давление, усиливает обмен веществ и может провоцировать напряжение глаз.
Психология цвета - это изучение того, как человек воспринимает цвета, и как они на него влияют. При этом учитываются такие факторы, как возраст и культурное происхождение людей.
Психология цвета как наука
Научные исследования в психологии цвета начали проводиться относительно недавно, хоть люди и прежде интересовались его природой и влиянием. В древних культурах цвета часто использовались для лечения и воздействия на эмоциональный фон. Они также играли определенную роль в различных духовных практиках.
"Учитывая распространенность цвета, можно было бы ожидать, что психология цвета будет хорошо развитой областью",- отметили ученые Эндрю Эллиот и Маркус Майер в обзорной статье по исследованиям в этой сфере.
"Удивительно, но на сегодняшний день было проведено мало теоретической или эмпирической работы о влиянии цвета на психологическое функционирование". Несмотря на отсутствие научных работ, психология цвета стала горячей темой в маркетинге, искусстве, дизайне и других смежных областях.
Исследователи и эксперты сделали несколько важных открытий и наблюдений о цвете и его влиянии на эмоции и поведение людей.
Хотя восприятие цвета субъективно, некоторые его характеристики имеют универсальное значение.
Так, цветовой спектр можно условно разделить на теплую и холодную области. Красный, оранжевый и желтый цвета теплой области вызывают эмоции, варьирующиеся от тепла и комфорта до гнева и враждебности. Синий, фиолетовый и зеленый цвета холодной области спектра часто описываются как спокойные, но способные вызвать грусть или безразличие.
Исследование 2020 года, в ходе которого были изучены эмоциональные ассоциации 4598 человек из 30 разных стран, показало взаимосвязь определенных цветов с конкретными чувствами. Согласно результатам исследования:
- у 51% респондентов черный цвет ассоциируется с грустью,
- 43% людей связывают белый цвет с легкостью,
- 68% ассоциируют красный цвет с любовью,
- 35% связали синий со спокойствием,
- 39% связали зеленый с удовлетворенностью,
- 52% опрошенных считают, что желтый цвет означает радость,
- 25% сообщили, что у них фиолетовый ассоциируется с удовольствием,
- 36% связали коричневый цвет с отвращением,
- у 44% оранжевый ассоциируется с радостью,
- 50% связывают розовый с любовью.
Ученые предполагают, что ассоциации цвета и эмоций универсальны. Эти общие значения могут играть важную роль в содействии коммуникации.
Наши чувства, связанные с цветом, глубоко личностные и уходят корнями в собственный опыт и культуру. Например, в западных странах белый цвет ассоциируется с чистотой и невинностью, а во многих восточных - это символ траура.
Цвет как лекарство