Этот пигмент был известен еще с античности. Его история насчитывает не менее 2500 лет, что делает свинцовые белила одним из самых ранних синтетических пигментов, созданных человеком.
Греческий врач Диоскорид, живший в IV веке до н.э., а столетие спустя еще один греческий врач Теофраст, описали производство свинцовых белил из свинца и уксуса: кислотой заливали тонкие листы или крошки металла. Образовавшийся белый налет соскребался. Это и был пигмент белого цвета. Описанный греками способ получения свинцовых белил, применялся без существенных изменений вплоть до XVI - XVII вв.
В течение тысячелетий свинцовые белила в качестве пигмента для масляных красок не имели конкурентов и до XIX века были единственным белым пигментом, использовавшимся европейским художниками в станковой живописи.
Покрытия на основе олифы со свинцовыми белилами превосходят все другие белые пигменты по прочности. Поэтому они незаменимы, когда поверхности подвергаются сильным разрушающим воздействиям света и влаги (например, при окраске морских судов). Крупным недостатком пигмента является его способность темнеть и даже чернеть при действии сероводорода.
Появившиеся во второй половине XIX века новые белые пигменты - цинковые белила, литопон, и титановые белила - стали вытеснять свинцовые белила, производство и потребление которых из-за вредности в настоящее время ограничено во многих странах.
Пигмент чрезвычайно вреден для человека и животных и может попасть в организм одним из трех способов: вдыханием пыли при ошкуривании старого покрытия или аэрозоля жидкой краски, через кожу и пищеварительный тракт. Причем, безопасной концентрации свинцовых белил не существует.
Симптомы отравления свинцом (также называемые «коликами маляров» или «свинцовым отравлением») различаются в зависимости от возрастных групп. Например, у взрослого человека, подвергшегося воздействию свинца, могут возникнуть головные боли, боли в животе, боли в суставах и мышцах, а также высокое кровяное давление, тогда как у детей могут наблюдаться задержки в развитии, трудности в обучении и потеря веса.
В настоящее время в лакокрасочной промышленности свинцовые белила не используются. Их заменил диоксид титана, который относится к четвертому классу опасности и не является токсичным пигментом.
Интересный вопрос задала наша подписчица Наталья Макаревич:
- Начиталась ужасов про диоксид титана, что он чуть ли не смертельно опасен. Действительно ли все так печально с диоксидом титана именно в лакокрасочных материалах? Попались на глаза статьи про краски и пропало все настроение красить.
Вот что мы ответили:
- Если будете использовать краску по своему прямому назначению, то вам совершенно нечего опасаться. Мы знаем, что имелось ввиду. Еврокомиссия в соответствии с документом ЕС № 1272/2008 о классификации, маркировке и упаковке веществ и смесей пигмент диоксид титана признала канцерогеном категории 2 (вещество, вызывающее онкологические заболевания). Классификация затрагивала только порошкообразную форму вещества и не относилась к жидким субстанциям, содержащим пигмент (то есть, к краскам, но на упаковке с ЛКМ производители стран ЕС должны были предупреждать потребителей, что материал содержит пигмент диоксид титана, являющийся канцерогеном). Решение вступало в силу 1 октября 2021 года. Однако уже через год, 23 ноября 2022 года такое постановление о маркировке красок и практически всех продуктов, содержащих диоксид титана (а это и пищевое производство, и фармацевтика, и производство косметики!), продаваемых в ЕС, уже отменили вердиктом Общего суда , заседающего в Люксембурге. Дело в том, что постановление еврокомиссии было опротестовано мировыми производителями как самого пигмента диоксида титана, так и крупнейшими производителями лакокрасочных материалов (в основном, порошковых покрытий). Их главные аргументы заключались в том, что испытания проводились исключительно на крысах. Животные вдыхали пыль диоксида титана в огромных количествах, что приводило к воспалению легких. Кроме того, крысы подвергались воздействию диоксида титана примерно в 40 раз превышающего максимальный уровень, испытываемый рабочим на производстве. Поэтому маловероятно подобное воздействие в реальности на сотрудника, работающего с диоксидом титана, а уж тем более, на конечного потребителя красок! Суд сделал заключение, что диоксид титана не может быть обоснованно отнесен к канцерогенам класса 2 (при вдыхании). В результате этого аннулирования поставщики красок из ЕС теперь не обязаны размещать этикетки с предупреждением о раке, вызываемом пигментом на своих продуктах.
Любимый цвет Ван Гога
После того как в конце 1880-х художник переехал в Арль, в его творчестве начался самый плодотворный "жёлтый период": Ван Гог написал около 200 картин. В них преобладали жёлтые тона: яркие, насыщенные, почти кричащие. Художник надеялся, что тёплый климат и яркие краски благотворно повлияют на его здоровье и творчество. Он писал брату Теодору: "Жёлтый цвет — высшая просветлённость любви. Солнце, свет, по счастью, можно выразить при помощи жёлтого, бледного жёлто-зелёного, лимонного и золотого. Как прекрасен жёлтый цвет!"
Спектральный анализ картин Ван Гога показал, что желтые краски были на основе свинцового крона.