Меню
10 самых известных пигментов, названных в честь городов
История открытия пигментов — это путешествие сквозь время, в котором раскрывается прогресс цивилизации.

Сначала цветные краски были способом выразить себя и передать мысли. Древние люди с их помощью рассказывали истории, делились верованиями и эмоциями.

Со временем технологии совершенствовались, и производство пигментов стало зеркалом научных открытий и культурных перемен. Каждая эпоха добавляла что-то новое, превращая краски в настоящие символы своего времени.

Пигменты — это не просто цвет, а наследие, в котором сплетаются искусство, химия и история.

1 Маджента: цвет - оптическая иллюзия
Маджента — насыщенный цвет, который находится между красным и синим в цветовом спектре. Он обладает ярким, почти флуоресцентным оттенком, напоминающим цвет фуксии. В отличие от природных пурпурных красителей, синтетическая маджента имеет высокую интенсивность и чистоту тона.

Первый анилиновый краситель, похожий на мадженту, случайно получил английский химик Уильям Генри Перкин в 1856 году. Он пытался синтезировать хинин для лечения малярии, но вместо этого создал пурпурный краситель. Однако сама маджента была открыта позже — в 1859 году французским химиком Франсуа-Эммануэлем Вергеном, который назвал ее «фуксин» из-за сходства с цветком фуксии, но оно не прижилось.

Название «маджента» было дано пигменту в честь битвы при Мадженте (1859) — сражению во Второй итальянской войне за независимость. Французские и сардинские войска одержали победу над австрийцами возле итальянского города Маджента.

В XIX веке пигмент произвел революцию в текстильной промышленности, так как с его помощью стало возможным получать стойкие и яркие оттенки, недостижимые с натуральными красителями. 

Сегодня мадженту применяют не только для окрашивания тканей, но и в полиграфии (как один из основных цветов CMYK), косметике, пищевом производстве и цифровой печати. 

В лакокрасочных материалах (ЛКМ) маджента используется для создания ярких оттенков красного и фиолетового. Благодаря своей устойчивости к выцветанию и высокой укрывистости, она входит в состав художественных, интерьерных и промышленных покрытий. В сочетании с другими пигментами маджента позволяет получать широкую гамму насыщенных цветов.
Интересный факт о пигменте: маджента — цвет, которого нет в радуге! Этот яркий пурпурно-розовый оттенок — оптическая иллюзия. Наш мозг создает его, когда одновременно получает сигналы от рецепторов глаза, отвечающих за восприятие красного и синего цветов, но не фиксирует зеленый.

Маджента — это физически несуществующий цвет, который проявляется только в нашем сознании!

2 Сиена: землистый пигмент с богатой историей из Тосканы
Сиена — это натуральный желто-коричневый землистый пигмент, добываемый из почвы, богатой оксидами железа и марганца. В зависимости от обработки он бывает двух видов:
  • сырая сиена — теплого желто-коричневого оттенка;
  • жженая сиена — получается при обжиге сырого пигмента, приобретая более глубокий красно-коричневый оттенок. 
Сиена использовалась еще в древности. Благодаря природному составу (оксиды железа, марганец, глина) она давала стойкие, насыщенные цвета, которые можно увидеть в наскальной живописи, фресках и средневековых иконах. 

Название пигмента «сиена» происходит от города Сиена (Тоскана, Италия), где он добывался с античных времен. Богатые залежи природной охры в этом регионе сделали его центром производства землистых пигментов для живописи и ремесел.

До настоящего времени сиена используется в художественных красках (акварель, масло, акрил), декоративной косметике, производстве строительных материалов и промышленных покрытий. 

В лакокрасочных материалах (ЛКМ) сиена ценится за натуральность, устойчивость к выцветанию и теплые оттенки. Ее добавляют в:
  • интерьерные и фасадные краски (для создания природных терракотовых и коричневых тонов);
  • грунтовки и защитные покрытия (благодаря минеральной основе);
  • художественные эмали и декоративные составы. 

Жженая сиена особенно популярна при производстве покрытий для деревянных поверхностей, имитирующих натуральные оттенки красного дерева и дуба.
Интересный факт: подобно охре, сиена использовалась художниками более 40 000 лет. До сих пор ее можно увидеть в наскальных рисунках, что свидетельствует о долговечности этого природного минерала.

3 Умбра: природный пигмент от тени к свету
Умбра — натуральный землистый пигмент темно-коричневого цвета с зеленоватым или красноватым подтоном. В зависимости от обработки различают:
  • сырую умбру приглушенного коричневого цвета с холодным оттенком;
  • жженую умбру — более насыщенного, красно-коричневого цвета, которая получается путем обжига сырого пигмента. 
Умбра использовалась еще в античности, но особую популярность приобрела в эпоху барокко в XVII веке. Художники, такие как Караваджо, Рембрандт и Вермеер, применяли ее в технике «светотень», характеризующейся резким контрастом света и тени. Например, в картине Вермеера «Молочница» умбра позволяла создавать теплые, полупрозрачные тени вместо плоских черных.
Ян Вермеер, «Молочница», 1658–1661 гг.
По одной из версий, название пигмента могло быть связано с городом, так как его основные месторождения находились в Италии (Умбрия).

Раньше умбра применялась в живописи эпохи Возрождения и барокко для изображения теней, подмалевка и монохромных эскизов. В XIX веке импрессионисты — Моне, Ренуар — отказались от нее, предпочитая рисовать цветные тени фиолетовым и синим. 

В настоящее время пигмент остается в палитрах художников (масло, акрил, акварель), используется в реставрации и декоративно-прикладном искусстве. 

В лакокрасочных материалах (ЛКМ) умбра ценится за:
  • натуральность и устойчивость к выцветанию;
  • теплые оттенки, подходящие для деревянных покрытий и фасадных красок;
  • антикоррозийные свойства (благодаря оксидам железа в составе). 

Используется при производстве:
  • интерьерных краскок для имитации старины, эффекта патины;
  • грунтовок и защитных составов по металлическим и деревянным поверхностям;
  • художественных эмалей и декоративных штукатурок. 

Несмотря на конкуренцию с синтетическими пигментами, умбра сохраняет место в современной палитре — от классической живописи до промышленных покрытий.
4 факта об умбре:

1. Секрет старых мастеров: Рембрандт и Рубенс широко использовали умбру — именно она придавала в их картинах таинственную глубину теням.

2. Сальвадор Дали не любил этот пигмент за «скучность» и обсуждал свое отвращение к необработанной умбре в своей книге «50 секретов магического мастерства» (1948).

3. Считается, что название пигмента могло происходить от латинского umbra — «тень». Идеально подходит для красителя, который веками создавал самые выразительные тени в искусстве.

4. Это пигмент, который «оживает» в огне, так как кардинально меняет свой цвет при обжиге! Сырая умбра имеет холодный, приглушенный коричнево-зеленый оттенок, будто влажная земля. Жженая умбра после нагрева становится теплой красно-коричневой, словно осенняя листва.  

4 Венецианский красный: землистый пигмент эпохи Возрождения
Венецианский красный представляет собой пигмент характерного насыщенного теплого землисто-красного оттенка. Точного тона не имеет, так как цвет красителя варьируется от оранжево-красного до глубокого красно-коричневого, что обусловлено содержанием минерала гематита (оксида железа) и примесями других природных минералов.
Пигмент имеет древнее происхождение. В доисторические времена его использовали в наскальной живописи. В античности — при покраске фресок и мозаики, а в эпоху Возрождения (XIV–XVII вв.) краситель активно применяли венецианские художники: Тициан, Веронезе.
Пигмент назван в честь Венеции — города, который в эпоху Возрождения был крупнейшим центром искусства и торговли.

В настоящее время венецианский красный применяют при производстве художественных красок (масла, акрила, акварели), декоративной косметики, а так же при реставрационных работах и в дизайне интерьеров.

В лакокрасочной промышленности пигмент ценится за:
  • натуральное происхождение и экологичность;
  • отличную укрывистость и светостойкость;
  • теплый благородный естественный оттенок, в отличие от синтетических красных пигментов.

Используется при производстве фасадных красок, интерьерных покрытий, художественных эмалей и защитных составов для деревянных поверхностей.
2 кроваво-красных факта:

1. Секрет Тициана: он подмешивал венецианский красный в белую краску, чтобы воспроизвести телесные тона, создавая эффект «живой кожи». Его «Венеры» обязаны чувственностью этому пигменту.
2. Начиная с середины XVII века венецианский красный использовали для окрашивания униформы британской армии в красный цвет. О чем они думали? Очевидно, не о маскировке войск. Одной из причин выбора пигмента для этих целей, вероятно, было то, что в то время венецианский красный был менее дорогим, чем другие красители. Цвет дал прозвище военным «красные мундиры». В 1890-х годах англичане изменили цвет своей боевой формы на хаки.

5 Фалунский красный: национальный цвет Швеции
Фалунский красный (швед. Falu Rödfärg), пигмент глубокого землисто-красного цвета с теплым оттенком — побочный продукт легендарного медного рудника. Окисленная медная руда с примесью железа, кремния и цинка после переработки превращалась в стойкий пигмент, который стал национальным символом Швеции. Благодаря своему уникальному натуральному составу, фалунский красный обладает не только непревзойденными декоративными, но и антибактериальными свойствами и паропроницаемостью. Деревянные дома, покрашенные краской, содержащей этот краситель, можно не обновлять в течение 20 лет: древесина надежно и надолго будет защищена в суровом климате!

Название пигмента происходит от медного рудника Фалун (Швеция), где с X века его добывали.

С XVII века началось массовое применение фалунского красного для окрашивания фермерских деревянных построек, имитирующих кирпич. В настоящее время пигмент, превратившийся в культурный символ Скандинавии, до сих пор используется для покраски аутентичных деревянных фермерских построек, создания декоративных покрытий в скандинавском стиле и реставрации исторических зданий.

Фалунский красный стал не просто краской, а символом скандинавской идентичности, воплощением уюта и гармонии с природой. Его популярность не ослабевает уже несколько столетий, что делает этот пигмент уникальным явлением в истории красок.
2 ярко-красных факта:

1. В Финляндии бытует поговорка «punainen tupa ja perunamaa» («красный дом и картофельное поле»), которая означает идиллическую картинку уединённой семейной жизни в отдельном загородном доме, выкрашенном красной краской — символа скандинавского образа жизни.

2. В XIX веке бедные фермеры красили фалунским красным дома, чтобы казаться богаче, так как кирпич был дорог. Теперь 80% шведских дач – традиционно красные!

6 Неаполитанский желтый: древнейший синтетический пигмент
Пигмент неаполитанский желтый (итал. Giallo di Napoli) теплого золотисто-желтого цвета с легким оранжевым подтоном. Это один из первых искусственно созданных пигментов на основе антимоната свинца. В чистом виде имеет насыщенный солнечный оттенок, но часто смешивается с другими пигментами для получения различных вариаций желтого.

Пигмент известен с древних времен: его первые следы обнаружены в Древнем Египте и Месопотамии в глазурованных изделиях. В XVI веке итальянцы начали использовать неаполитанский желтый в майолике. В 1693–1700 гг. появилось первое письменное упоминание о пигменте у Андреа Поццо под названием luteolum napolitanum, а в 1750–1850 гг. краситель пережил пик популярности в европейской масляной живописи.
Существует несколько версий, почему пигмент получил название от итальянского города

Неаполь:
  • он мог производиться из вулканических пород со склонов Везувия;
  • Неаполь был важным центром распространения красителя;
  • название отражает итальянское происхождение технологии получения пигмента.
Из-за содержания свинца неаполитанский желтый токсичен, поэтому с XIX века его постепенно заменяли более безопасными пигментами. Современные производители вместо неаполитанского желтого применяют смеси из:
  • охры;
  • оксидов железа;
  • титановых или цинковых белил,
что позволяет сохранять характерный теплый оттенок без вредных компонентов.

Несмотря на утрату былой популярности, этот краситель остается важной частью истории искусства и технологии красок, демонстрируя многовековые поиски идеального желтого пигмента.
3 солнечных факта:

1. Секрет Помпей – следы этого пигмента найдены на фресках, засыпанных пеплом Везувия в 79 году н. э. Через 1700 лет его рецепт «переоткрыли» в Неаполе.

2. Краска-убийца – из-за содержания свинца и сурьмы многие художники эпохи Возрождения травились им.

3. Современная «неаполитанская жёлтая» краска — подделка! Настоящий пигмент запрещён к использованию с 1980-х из-за токсичности. Но в Неаполе до сих пор продают сувенирные баночки с безопасным аналогом из оксида железа.

7 Веронская зелень: зеленая кровь земли
Веронская зелень — это приглушенный серовато-зеленый природный пигмент, имеющий характерные особенности:

  • холодный зеленый цвет с землистым подтоном — настоящий «хамелеон» — в зависимости от освещения может казаться то теплым, то холодным;
  • матовую текстуру с легкой зернистостью;
  • состав преимущественно из селадонита (разновидности глины) с примесями глауконита;
  • после измельчения приобретает равномерный бледно-зеленый оттенок.

Пигмент был известен с античных времен как один из древнейших природных красящих веществ. В 1574 году его официально задокументировали в каталоге минералов Ватикана. Широкое распространение веронская зелень получила в живописи эпохи Возрождения XIV–XVI веков.

Пигмент назван в честь итальянского города Верона, где находилось его основное месторождение. Краситель известен так же под различными историческими названиями:
  • terra verde di Verona,
  • verona earth,
  • terre verte (французское название).

В лакокрасочной промышленности веронская зелень ценится за:
  • экологичность (натуральное происхождение);
  • высокую светостойкость;
  • химическую стабильность.
Используется для производства и колеровки фасадных красок, в том числе, для обновления исторических зданий, декоративных штукатурок, специальных художественных составов, защитных покрытий для деревянных поверхностей.

Веронская зелень сохраняет свою актуальность на протяжении тысячелетий, являясь мостом между античными художественными традициями и современными экологичными технологиями в производстве красок.
3 факта, которые вас удивят:

1. Секрет фресок Сикстинской капеллы: Микеланджело использовал веронскую зелень, создавая на росписях иллюзию глубины.

2. В Средние века этот пигмент называли «зеленой кровью земли»: считалось, что он обладает магическими свойствами.

3. В Вероне до сих пор можно купить оригинальный пигмент из тех же карьеров, что снабжали художников эпохи Возрождения.

8 Тирский пурпур: королевский пигмент античности
Тирский пурпур — насыщенный красно-фиолетовый краситель — имеет уникальные свойства:
  • глубокий пурпурный с красноватым поддоном;
  • самый ценный краситель — цвета свернувшейся крови, почти черного, с пурпурным отливом;
  • краситель становится ярче под воздействием солнца и времени.
Древние финикийцы добывали легендарный пурпур из желез моллюсков-иглянок Murex в городе Тир (современный Ливан) — главном центре производства красителя в Финикии. Процесс был настолько зловонным, что мастерские располагали за городом — запах гниющих моллюсков сохранялся месяцами! 

Пик производства красителя пришелся на античные времена. В Средние века технология получения пурпура постепенно исчезла из-за сложности процесса: для 1 грамма красителя требовалось около 10 000 моллюсков, а сам процесс занимал несколько недель, при этом стоял невыносимый запах.

В древности тирским пурпуром окрашивали императорские мантии в Византии и Риме, дорогие ткани для знати, религиозное облачение, а также расписывали важные документы.

В настоящее время краситель используют для воссоздания исторических артефактов и проведения научных исследований античных технологий.

Тирский пурпур оставался символом власти и роскоши на протяжении двух тысячелетий.
Фреска Виллы Мистерий, Помпеи
4 пурпурных факта:

1. В Древнем Риме 1 кг пурпурной шерсти стоил 30 000 динариев, что примерно равнялось годовому доходу ремесленника. Только императоры могли носить полностью пурпурные тоги.

2. Финикийцы намеренно топили корабли с моллюсками Murex у чужих берегов, создавая монополию на производство.

3. Современные химики 15 лет пытались воссоздать точный оттенок тирского пурпура. Оказалось, секрет — в диброминдиго, — пигменте, который становится пурпурным только на солнечном свету.

4. В 2021 году археологи нашли в Израиле 3000-летнюю ткань с сохранившимся тирским пурпуром — она до сих пор ярко-фиолетовая.

9 Берлинская лазурь: революционный синий пигмент
Берлинская лазурь, также известная как прусская синь — это насыщенный темно-синий пигмент с глубоким, почти бархатистым оттенком. В зависимости от состава его цвет может варьироваться от интенсивного кобальтово-синего до бледно-голубого. Это обусловлено соединением железа и цианида, что придает берлинской лазури уникальную химическую структуру. 

Пигмент был случайно открыт в 1704 году немецким красильщиком Иоганном Якобом Дисбахом, который пытался создать красный пигмент, но получил синий из-за примесей в реактивах. В 1724 год состав берлинской лазури был рассекречен, что позволило наладить ее массовое производство, поэтому в XVIII–XIX веках пигмент широко использовался художниками в живописи (Кацусикой Хокусаем, Ватто, Пикассо в его «голубом периоде»), нашел применение при производстве текстильных красителей и печатных красок. В настоящее время краситель заменен более стабильными синтетическими пигментами, например, фталоцианиновым синим.

Название «берлинская лазурь» связано с местом открытия пигмента — Берлином. Также он известен как «прусская синь», поскольку Пруссия, где находился Берлин, стала центром его производства.

Берлинская лазурь — первый в истории синтетический пигмент, изменивший искусство. Его открытие сделало синий цвет доступным, заменив дорогой натуральный ультрамарин из лазурита.
Пабло Пикассо, «Крыши Барселоны», 1902 г.

3 синих факта:

1. Спасение от радиации – сегодня берлинскую лазурь используют как противоядие при отравлении таллием и цезием: она «связывает» радиоактивные металлы в организме.

2. Голубой период Пикассо (1901–1905) – свои меланхоличные шедевры художник писал именно берлинской лазурью.

3. Краска-шпион – в XIX веке её добавляли в чернила для секретных документов: при попытке смыть текст проявлялись скрытые узоры.

4. В японской гравюре «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая волны окрашены берлинской лазурью — это был первый случай массового использования синтетического пигмента в Азии!

10 Парижская зелень: пигмент-убийца викторианской эпохи
Изумрудно-зеленый, парижская зелень — это яркий сине-зеленый пигмент с насыщенным, почти флуоресцентным оттенком, напоминающим цвет драгоценного изумруда. Он состоит из ацетоарсенита меди, что придает пигменту:
  • исключительную интенсивность цвета;
  • высокую кроющую способность;
  • характерный блеск.
Парижская зелень была создана в 1814 году химиками Руссом и Заттлером в немецком городе Швайнфурте как улучшенная версия зеленого Шееле.

Пигмент получил множество названий:
  • швайнфуртский зеленый — по месту создания;
  • парижский или венский зеленый — по центрам распространения;
  • изумрудный зеленый — по сходству с драгоценным камнем.
Пигмент до того, как выявилось, что он чрезвычайно токсичен из-за содержания мышьяка, применялся в художественных красках (масле, акварели), для окраски обоев и текстиля в викторианскую эпоху, в декоре интерьеров, одежде и аксессуарах.
Позднее — как инсектицид для обработки садовых и огородных растений. В настоящее время парижская зелень не используется: сейчас изумрудный цвет воссоздают безопасными фталоцианиновыми пигментами, но они не передают тот самый «роковой» блеск оригинала.

Изумрудно-зеленый стал символом викторианской эпохи — времени, когда красота ценилась выше безопасности. Его история служит предостережением последствий неконтролируемого использования опасных материалов в погоне за эстетикой.
4 факта о «зелёном дьяволе»:

1. В викторианскую эпоху парижской зеленью красили обои в богатых домах. При высокой влажности они выделяли мышьяковистый газ — историки считают, что именно эти обои ускорили смерть Наполеона на острове Святой Елены.

2. Импрессионисты, особенно Моне и Ренуар, обожали этот пигмент за его «ядовито-сочный» оттенок, и многие страдали от неврологических расстройств при его использовании.

3. Оружие против колорадских жуков: в XX веке парижскую зелень неожиданно стали использовать как сверхтоксичный пестицид. До 1950-х годов им травили вредителей на полях, пока не поняли, что он убивает и людей.

4. Современные учёные могут определить подлинность картин XIX века именно по следам мышьяка в зелёных фрагментах.

Поможем вам определиться с выбором краски и цвета. Колеруем по веерам RAL Classic, NCS, Simphony Tikkurila, Caparol 3D Plus, Московская Палитра. Подбираем цвет лакокрасочного материала по образцу.

Подробнее об услуге колеровки:
https://akvest.ru/coler

Уважаемые читатели, благодарим вас за интерес к статье! Лайки, комментарии и подписки на канал приветствуются. Вас ожидает много интересного, не пропустите!
9 июня / 2025